четверг, 22 апреля 2021 г.

Применение современных технологий в обучении игре на аккордеоне с музыкальным сопровождением


Шлыкова Раиса Петровна, педагог дополнительного образования 



Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.
       В настоящее время на всех образовательных уровнях происходит обновление учебных планов, программ. Резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, методикам, к процессу и результатам обучения.
       Как следствие возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической и учебной литературе, новых формах обучения.

       В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян-mix». Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят обучаться игре на аккордеоне, чтобы играть «как Дранга».
       Все вышесказанное поставило перед педагогами задачу как познакомить учащихся с качественными образцами эстрадной музыки, развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также показывает, что баян и аккордеон не отжившие свой век инструменты, они способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Появился репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» Часть 2; А. Новоселов «Играем с удовольствием»), способствующий решению вышеуказанных задач.
       Но игра под фонограмму ставит перед собой свои задачи:
1) применение на практике знаний и навыков, полученных на уроках специальности;
2)  развитие музыкального слуха, вкуса;
3)воспитание исполнительской дисциплины;
4) развитие внимания при исполнении;
5) точность в темпе, ритме, штрихах, динамике,
агогике;
6) знакомство с лучшими образцами  музыки в современной аранжировке;
7) воспитание самостоятельности;
8) развитие чувства ответственности.
         Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте);
Второй этап – игра под фонограмму соло (репертуар усложняется); 
Третий этап заключается в обучении игре под фонограмму унисон или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне и аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
       Формировать ансамбли можно как из учеников одного года обучения, так и создавать разновозрастные группы. Музыкальные инструменты тоже могут быть разными:  баян - аккордеон, флейта-баян, аккордеон – фортепиано; балалайка – аккордеон или баян,  т.д. На каждом этапе важно научить ребенка создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры.
         Проведя опрос, наблюдения и беседы с детьми, я сделала вывод, что игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид музицирования вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу. Мы считаем, что играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения.
        Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств:
- ритмическую дисциплину;
- ощущение темпа;
-способствует развитию музыкальности и исполнительской выразительности, слуха.
       Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать полностью звучание произведения, затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
         Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами и т.д. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение партии аккомпанемента педагогом.
         Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
          В исполнении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.
         Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участниками ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедления, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
         Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом, расширяет творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.
        Это очень хорошая форма для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.
        Игра под фонограмму доставляет обучающимся истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому педагогу важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Литература
1.        Игнатьев В. «Я музыкантом стать хочу» 1ч., Л.,1986 г.
2.    Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне» 2ч., -М.,2006 г.
3.    Новосёлов А. «Играем с удовольствием» - Омск, 2010 г.

4.    Шадёркин Ю. «В современных ритмах» - Куйбышев, 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий