« Музыка и её
влияние на здоровье человека».
Дверь в мир музыки человеку впервые открывает
его мама. Вы спросите почему? Потому что ещё в утробе матери ребёнок слышит ту
музыку, которую слушает будущая мама. И уже тогда начинает реагировать на
музыку. Учёные доказали, что во внутриутробный период дети просто млеют от
музыки Вивальди, и начинают нервничать под металл и тяжёлый рок.
А когда рождается малыш, первое пение он опять
таки слышит от матери, которая поёт ему колыбельные. Поверьте, для вашего
ребёнка голос мамы, лучше всех золотых голосов мира, потому что это самый
ласковый, самый успокаивающий и самый любящий голос на свете. Для ребёнка очень
важно слышать мамину колыбельную даже самую простую «Баю, баюшки, баю».
Но вот
ребёнок стал подрастать и ему нужно расширять
свой музыкальный кругозор и самое доступное и понятное в этот период для
него – детские песенки, через которые он познаёт мир, характеры, различные образы,
понятие о доброте, дружбе и многое другое. На первый взгляд может показаться,
подумаешь, какая разница слушает ребёнок детские песни или нет. А если
вдуматься, слушая их ребёнок развивает воображение, память ритмический слух,
учиться правильно интонировать, т.е. чисто петь, через песни он пополняет свой
словарный запас, развивается речь, а если ребёнок ещё и танцует под песенки, то
укрепляются мышцы всего организма, придумывая движения, ребёнок развивается
творчески, не говоря уже про хорошее настроение.
Но для развития музыкального вкуса одних детских
песен не достаточно. Конечно, ребёнок
дома слушает и эстрадную музыку и это хорошо, малыш должен идти в ногу со
временем, но он ещё не может «отсеять» плохую музыку от хорошей и впитывает,
как губка всё, что предложат взрослые.
Категорически нельзя слушать при детях
музыку с нецензурной речью, песни с откровенно взрослыми словами и сюжетами,
так же тяжёлый рок и металл, такая музыка разрушает ещё хрупкую психику детей ,
нельзя слушать музыку очень громко, это может повлиять на слух ребёнка.
Для того чтобы воспитать хороший
музыкальный вкус, ребёнку нужно слушать классическую музыку. А ведь
классические произведения помимо того, что воспитывают музыкальную культуру,
ещё и лечат. « Музыка - есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное
медикаментам, она может и отравлять и исцелять» - писал Циолковский. Древние
китайцы считали, что музыка избавляет от недугов, которые неподвластны врачам.
В последние десятилетия на западе музыку применяют в трёх направлениях: как
средство облегчения болей, для коллективного лечения в больницах, особенно в
психиатрических клиниках, и качестве трудотерапии.
Правильно подобранная музыка оказывает благоприятное
воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Негармоничная музыка
напротив изменяет кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и
глубину дыхания вплоть до полной его остановки. Интересен результат
обследования участников рок - концертов, полученный группой японских
журналистов, которые обошли все крупнейшие рок-залы Токио и произвольно
выбранным из толпы участникам задали три вопроса: Как вас зовут? Какой сейчас
год? Где вы находитесь? Ни один из опрошенных не смог ответить.
Музыковед Кристоф Рюгер считает пригодным
для психотерапии только классическую музыку. Самая необыкновенная музыка у В.
Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и совершенно очаровательная в своей простоте.
Это своего рода музыкальный феномен, который учёные назвали « эффект Моцарта».
По мнению учёных, музыка этого
композитора способствует развитию умственных способностей у детей. А вот И. Брамс, страстным
стремлением к покою и внутренней гармонии, исцелит от усталости. «Картинки с
выставки» М. Мусоргского умиротворят в гневе. От раздражительности и
неврозов поможет музыка П. Чайковского,
головную боль снимает прослушивание «Полонеза» М. Огинского, нормализует сон, а
также улучшает работу мозга сюита « Пер
Гюнт» Э. Грига, кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный
марш» Ф. Мендельсона, поднимают настроение, избавляют от депрессии – джаз,
блюз. Гастрит и язву лечит «Симфония№5» Л.
Бетховена, « Вальс цветов» П. Чайковского также поможет в исцелении язвы, от
неврозов поможет музыка К. Сен-Санса «Лебедь», Р. Шуберта «Аве Мария», Л. Бетховена
«Лунная соната», а для повышения творческого импульса слушайте «Таней с
саблями» А. Хачатуряна. Учтите, что лечение музыкой должно быть не
утомительным, регулируйте силу и
громкость звука.
Классическая музыка! Ваш слух не приучен её
слушать, т.к. эта музыка не простая. В ней заложен смысл, настроение,
переживания композитора, и вы постепенно малыми дозами, слушая классику вдруг
почувствуете всю красоту, вдохновение, которое заложено в ней и веками не
стареет и не выходит из моды. И когда вы это почувствуете вы станете
поклонниками классики, и сможете слушать не маленький отрывок, а целую
симфонию. Главное начать!
Консультация
для педагогов и родителей
«Психорегуляция
с использованием музыки».
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Шлыкова Раиса Петровна
Цель –
снятие нервно-эмоционального перенапряжения, ускорение восстановительных
процессов в организме, ритмическая и эмоциональная настройка учащихся, усиление
оптимизации и координированности и выразительности движений.
Задача – используя музыку в качестве фона или с
функциональной целью настройки, активирования или успокоения, усилить в степени
психологический эффект психорегуляции.
Отсюда понятно, что музыка используется как дополнительное, а не
основное, решающее звено в системе психорегуляции.
Методика зависит от конкретного вида творческой
деятельности, а также от индивидуального опыта личности («на вкус и цвет друзей
нет»). Все же можно путем социо-и психологического опроса выявить
предпочтительную музыку и составить какую-то общую программу.
Музыку следует использовать в тех частях занятия,
которые требуют активного внимания учащихся, чтобы не отвлекать его, например,
от разучивания новых элементов.
А) Встречная
музыка.
Начинается за пять минут до учебного занятия,
кончается по сигналу начала занятия.
Цель – поднять настроение: эмоционально возбудить
учащихся и отключить от нежелательных психологических помех, привнесенных с
улицы, настроить на предстоящее занятие. Музыка должна быть насыщена бодрыми,
энергичными ритмами, написанными в быстром темпе или умеренном темпе. Возможно
использование песен, несущих смысловую нагрузку. Например: «Трус не играет в
хоккей».
Б) Музыка врабатывания.
Начинается через пять-семь минут после сигнала о
начале занятия и продолжается минут 20 в подготовительной части занятия. Цель –
настройка двигательного анализатора на рабочий ритм учебно-тренировочного
процесса. В целях ускорения врабатывания предпочтительнее быстрый темп, бодрые
веселые мелодии и метроритмические акценты предназначены для выполнения их на
фоне подскоков, бега, специальных и темповых упражнений.
В начале музыка дается с понятным текстом, а затем на иностранном
языке, чтобы не отвлекать от занятия, или музыка инструментальная. Музыка
продолжает свое воздействие через ритм, активирующий психомоторику учащихся.
Здесь могут применяться следующие произведения песенного жанра «Шагает гвардия
спортивная», «Червона рута», «Облади-облада», «Пой гитара», инструментальные –
«Весенняя прогулка», «Танцуй со мной», «Плясовой напев».
В) Лидирующая
музыка
Применяется один раз в неделю во избежание
перенасыщения и лишь тогда, когда педагог предлагает выполнить какой-нибудь
прием подряд несколько десятков раз для совершенствования автоматизированного
компонента сознательной деятельности. Продолжительность звучания – десять
минут.
Цель – использование музыки в качестве
ритмостимулятора или в качестве приятного звуколидера, к которому студенты
приспосабливают свою ритмику для отработки движений, музыкальные ритмы
подбираются и психологом в зависимости от рисунка выполняемых действий и от
темпа работы. Произведения, чтобы не отвлекать внимания, даются в
инструментальной обработке, музыка является как бы фоновой, в этом ее функциональное
значение – она должна быть приятна и легка для слуха, но требовать внимания на
уровне непроизвольности его, тембр приятный, а громкость несколько ниже
уровневой. Произведения: «Калинка», «Хоппель-поппель», «Халли-галли».
Г) Успокаивающая
музыка
Цель – снятие утомления, достижение нейро-седативного
эффекта; должна быть спокойной, мелодичной, с мягким музыкальным рисунком –
пение птиц, шелест листвы, весенняя капель, журчание ручья, шум моря, водопода.
Мелодия в медленном темпе, певучая (Персел, Бах, Вивальди).
Д) Провожающая
музыка
Длительность 10-15 минут.
Цель – ускорение процессов восстановления,
переключение внимания. Темп – медленный, мелодия должна быть насыщена свежей
диатоникой, с активными живыми метроритмическими акцентуациями, можно
использовать и песни, марши – «Не плачь девчонка», «Свободный вечер»
Различают следующие варианты назначения функциональной
музыкальной психорегуляции:
А) музыкальное
сопровождение. Соответствующий музыкальный материал используется для
вызывания установки на воображение ситуаций или используется как фон с
функциональным назначением музыки. Например, Григ – 1 часть сюиты из музыки к
«Пер Гюнту» или Вивальди – скрипичные концерты.
Б)
эксплоративная музыка. В основном – грустно-лирическая, направленная на
вскрытие (эксплорацию) задержанных эмоций. Бетховен – концерт для скрипки с
оркестром, Шуберт – неоконченная симфония;
В) лирико-медитативная
музыка. Для размышлений и сосредоточения. Например: Шопен – центральные
части фортепианных концертов и ноктюрнов, Прокофьев – 7 симфония, 1 и 3 части;
Г) коммуникативная
функциональная музыка – это групповое прослушивание музыкальных
произведений, направленных на поддержку взаимных контактов, взаимопонимание и
доверие в группе. Совместное прослушивание и публичное переживание могут быть
источником обмена эмоциональными впечатлениями, преодоление ранее бывшего
недоверия, обнаружение сковывающихся ранее эмоций напряженности.
Характер произведений связан с позитивными
активирующими эффектами: например Дворжак – 9 симфония, 2 часть.
Д) психорегулирующая
музыка чаще используется при релаксации или в качестве сопровождения аутогенной тренировки. Для
этого используется музыка в умеренном темпе, лирикоромантическая или спокойная:
например – Бах – прелюдии и хоралы, органные фуги; Моцарт – «Маленькая ночная
серенада».
Большую умиротворенность и успокоение вызывают
следующие произведения: Бетховен – «пасторальная» симфония; Брамс – серенада;
Шопен – экспромты, прелюдии; Дебюсси – фортепианные арабески «Фауна» и «Море».
Комментариев нет:
Отправить комментарий