среда, 29 ноября 2017 г.

Агрессивный ребенок

Агрессивный ребенок


Нарушенное поведение – это неоднозначное понятие как в терминологии и содержании самого понятия, так и в его отношении к так называемому нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «ребенок с нарушениями в аффективной  сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение, « «противоправное, преступное криминальное поведение» и др. Но перечисленные слова несут одностороннюю информацию – бытовую («трудный ребенок»), юридическую («преступное поведение») и т.д.

Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные терминыделинквентность  и девиантность.
Агрессия -   в быту  этот термин имеет широкое распространение для обозначения насильственных, захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. 
Враждебность – более узкое состояние по направленности, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но не редко люди  могут находиться во враждебных отношениях с миром, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки , разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести  вред или ущерб личности или обществу.
Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.        Агрессия – это физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
 Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
·      Физическая агрессия (нападение) -  использование физической силы против другого лица.
·   Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.)
·    Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).·                              Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
·  Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
·      Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи , гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
·     Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
   Игра – родовой термин, обозначающий любую модель социального взаимодействия или организованной игры с четкими правилами.
   Игровая терапия – использование игровых ситуаций в терапевтической обстановке:
·    Диагностика, при которой поведение ребенка в ситуации игры обнаруживает модели, характерные для его специфических эмоциональных трудностей и трудностей в социальном взаимодействии;
·    Лечение, при котором игровая обстановка обеспечивает дискуссию, в рамках которой могут свободно выражаться скрытые эмоции и чувства.
  Арт-терапия – терапия искусством. Может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей «силой»; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной  личностной ценности и повышения художественной компетентности. В терапии искусством спонтанные рисования и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта.
  Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей в том, что он:
1)  предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
2)        ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
3)     дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
4)       позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
5)   помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения  в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;
6)  способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;
7)  развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;
8)   усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы так же позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.
  Специфика этой категории детей заключается в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной депривации и фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов (среди них страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.); высоким уровнем агрессии (аутоагрессии); высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда неадекватная самооценка (либо заниженная, либо завышенная), негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». Без снятия острого эмоционального состояния, преодоления фрустрированности и реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения.
  Таким образом, первый шаг – гармонизация эмоциональной сферыподростков. Реализовать этот шаг можно  через организацию различных мероприятий, где подросток получит положительный эмоциональный опыт. Какие могут быть мероприятия? Прежде всего, психологические акции, в ходе которых у эмоционально  депривированного подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности.
     Например:
·           «Минута славы», «Фабрика звезд», в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление;
·    «Доска знакомств», «Наши открытия». Где размещаются его фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений, что-либо еще). Информация должна носить эмоционально-положительный характер. Там могут быть места отзывов одноклассников и учителей.
·       «День звезды», «День имени». Каждый день какой-либо ребенок (или несколько, в соответствии с именем ) становится звездой дня (можно это как-то символически обозначать). В этот день все должны брать у него интервью, автографы, восхищаться им, хвалить и т.п.
·     Организация «Выставки достижений», когда каждый депривированный подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в классе (школе) организуется выставка его достижений;
·         Организация психологических игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.
 Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым и т.п.
  Это все – укрепление эмоционального ресурса.
  Второй шаг – раебилитация «Я».
  Этот шаг реализуется педагогом-психологом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы «Я», переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку и т.п.
    Мероприятия:
·      В первую очередь, организация работы клубов или студий (открытая форма), в которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически- ориентированном формате, и его цель – позитивизация «Я». Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: «Имя», «Прошлое, настоящее, будущее», «Достижения», «Мечты и желания» и т.п.;
·  Большие психологические игры. Например, игры: «Кто есть кто в Камелоте?», «Лабиринты Мерлина»;
·        Индивидуальные коррекционные занятия;
·       Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ «Я» в урочное и внеурочное время.
    Это все – укрепление личностного ресурса и позитивизация образа «Я».
   И только при прохождении подростком первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурса можно делать третий шаг – это переориентация поведения. Вот здесь уже будут уместны различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.
    Главная цель – вырастить подростков эмоционально и личностно, «зажечь потухшие сердца».
    Вспоминается индейская притча о двух волках.
    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
  В каждом из агрессивных подростков живут два «волка», два «тигра», два «дракона» или кого-то еще и между ними происходит борьба. Эта борьба между обидой и прощением, между ненавистью и любовью, между пустотой и творчеством. Важно помочь подростку совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и «растить» эту сторону в себе.
   Понятно, что подобная работа организуется во взаимодействии и при разделении ответственности с педагогами, социальным педагогом и администрацией учебного заведения.
   Параллельно необходимо организовать работу с родителями. Школьный психолог принимает решение, будет ли он работать с семьей сам либо направит ее к семейному психологу.   В любом случае предложенные три шага распространяются и на работу с родителями. Принцип здесь тот же: сначала решение эмоциональных проблем, затем – личностных и только потом переориентация родительского поведения. В ситуации, когда психолог проводит с родителями агрессивных подростков тренинг «Переориентация родительского поведения», не проработав эмоциональные и личностные проблемы подростков, многие родители  уносят советы с собой, но не меняют стиль взаимодействия с ребенком. К сожалению, просто лекция о том, почему ребенок агрессивный, не помогает. Проблемы возвращаются снова.
  В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить степень проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития.                   При работе с агрессивными подростками таким минимумом будет
1) опросник Баса-Дарки (агрессивность);
2) шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);  
3) фркстрационный вербальный тест Л.Н.Собчик (фрустрация);
4) методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (образ «Я»).
 Кроме этого, любые продукты деятельности подростка: истории, рисунки, фотографии, скульптуры и т.п. – станут источниками информации о нем.
 На начальных этапах показаны индивидуальные формы работы (2-3- занятия). Затем подростка необходимо включать в группу. Групповая форма занятий является для него естественной, и такая работа будет более эффективной.
Игровые правила.
·           Дайте понять подросткам, что вы находитесь вместе с ними и вам неприятно агрессивное поведение.
·           Попробуйте определить, является ли агрессивность внутренним состоянием подростка или она вызвана внешним фактором (вашим поведением, поведением другого человека или какими-то событиями). Важно отвлечь агрессивного подростка или помочь ему разрядить агрессивные эмоции доступными способами, например через игры или специальные упражнения.
·           Поскольку злость – нормальная и необходимая каждому человеку эмоция, научите подростков выражать свои  чувства приемлемыми способами (как невербально, так и вербально). Своим примером показывайте способы адекватного регулирования.
·           Используйте агрессию, возникшую в результате конфликта в группе, для первого шага к пониманию ее причины. Предложите подросткам исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало.
·           Используйте любой конфликт как сценарий, раздав подросткам роли, проигрывайте его и придумывайте различные варианты позитивного решения.
·           Постарайтесь принять подростков с самого начала такими, какие они есть, со всей их агрессией. Помните, что больше всего они нуждаются во внимании, любви, заботе. Через взаимопомощь и взаимопонимание вы проявите светлые стороны подростка. Напротив, агрессия ведет только к изоляции или ответной агрессии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий