воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Игра в инструментальном ансамбле

     
      В основу образовательного процесса положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.
            Основные задачи деятельности педагогов по обучению игре на музыкальных инструментах заключаются в том, чтобы развивать эстетические и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки, обучать искусству исполнения на инструменте, воспитывать грамотных слушателей и участников самодеятельного музицирования.
          В последнее время существует проблема с набором детей, особенно на народные и духовые инструменты. Это вынуждает принимать детей без учёта их музыкальных, физических, интеллектуальных данных.
        Неоднородность контингента учащихся диктует необходимость искать различные формы работы по развитию музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, удержать. К каждому ребёнку надо находить свой отдельный подход, с каждым нужно обходиться на свой собственный лад. Главная задача педагога состоит в том, чтобы иметь на готове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – игре на народном или духовом инструменте. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. Поэтому в начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать, используя его собственную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель–ученик. Мелодия учителя обогащает простейшие пьесы ученика, помогает ему организовать ритм, приучает его ухо к красивому звуку, стимулирует интерес к занятиям. Даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с аппликатурой, осваивает первоначальные игровые движения. Уже здесь мы стараемся понять, что такое строй; у кого первая партия, а у кого вторая; учимся одновременно дышать, начинать и заканчивать фразы и вместе исполнять динамические оттенки. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио и телепередачам. Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь малышей в прекрасный мир музыки и не даёт им скучать на занятии.
           Чем раньше обучающиеся попадают в исполнительский коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает процесс их художественного и технического развития, сознания роли и возможностей инструмента, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.
           Ребёнок в процессе занятий на своём инструменте должен не только развиваться технически, выполняя все задания педагога, хорошо играть гаммы, этюды и пьесы, но и получать удовольствие от участия в коллективной игре со своими сверстниками. Чередования в занятиях над репертуаром сольным и ансамблевым расширяет исполнительский потенциал ученика и позволяет юным музыкантам впоследствии более свободно и легко разбираться в нотном материале, понимать музыку. Они с большим удовольствием и интересом занимаются и приобретают необходимые навыки игры в ансамбле. Новая форма обучения «музицирование» даёт возможность развивать ансамблевые навыки с первого года обучения – ансамбли дуэтов. Ученик начинает прислушиваться не только к своей мелодии, но и к мелодии своего напарника. Они как бы начинают понимать друг друга. Затем, ознакомившись с более сложным материалом, начинают осваивать ансамблевые трудности: интонацию, динамику, ритм, атаку и характер пьесы. Всё это помогает в лучшем освоении выбранного инструмента для обучения.
            Ведь игра в ансамбле – это не только радость творческого общения, но и очень тяжелый и кропотливый труд. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчётливо. Незаметное в сольном исполнении лёгкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается. Игра в ансамбле помогает учащимся преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
       Занятия по ансамблю важны и для расширения динамического диапазона духовика. Каждую партию нужно играть по-иному, с разной силой звука, фразировкой, плотностью. Возникает необходимость в корректировке привычных представлений. И, как следствие, освоение новых приёмов игры на своём инструменте.
           Разучивание и исполнение многоголосных ансамблей помогает включить в работу и развивать гармонический слух, способность целостно воспринимать многоэлементную музыкальную фактуру.
           Таким образом, ансамблевое музицирование становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования. А более совершенная игра всегда доставляет удовольствие и располагает к более интенсивным занятиям на инструменте.
           Ребят всегда увлекает этот вид деятельности. Занятия в классе ансамбля приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. В работе с ансамблем лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения, а не традиционный – «делай, как сказано». В творческом поиске оттенков звука и качества штрихов, темпов пьес и самостоятельном решении этих задач, каждый ученик проявляет себя активнее и не скучает на занятиях.
       Одной из важнейших задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая возможность разнообразия ансамблевых организаций по учебному плану каждому обучающемуся можно подобрать соответствующего партнёра. Это могут быть ученики одного класса, или различных классов. Но в любом случае необходимо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют.  Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы. На занятиях присутствуют и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность. Доброжелательная атмосфера репетиции позволяет переживать достойно свои ошибки даже слабому ученику.
            Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. В разновозрастном ансамбле это достигается разным уровнем сложности партий. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Если умело подбирать репертуар, у ребят родится уверенность в своих возможностях, будет активизироваться интерес к обучению.
           Очень важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учеников (в частности ансамблевое музицирование). Ансамбль всегда производит яркое впечатление на концертах и приносит большую радость и участникам, и слушателям.
          Для обучающихся средних способностей игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении. Активное участие в концертной жизни, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

Список литературы:
1. Гончарова Н. «Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными» / Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
2. Нежинский О.М. Детский духовой оркестр. – М.: Музыка, 1977.
3. Камерный ансамбль / Сост. К.Х.Аджемов. – М.: Музыка, 1974.
4. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1975.




         

Комментариев нет:

Отправить комментарий