четверг, 25 мая 2017 г.

"Как возникла песня"

«Как возникла песня»

      19 мая в актовом зале Центра детского творчества (ул. Спортивная 3) состоялась Детская юношеская филармония. Она была посвящена теме "Песня". На мероприятии присутствовало 25 обучающихся и 5 педагогов. Ведущей Шлыковой Раисой Петровной была раскрыта тема зарождения и развития песни. Вниманию всех зрителей были представлены концертные выступления в исполнении Кобелевой Виктории, Сабановой Антонины (педагог Горбан Т.А.), Нельгус Дарья, Никонова Полина, Шубина Диана (педагог Финк Е.А.)
       Песня играет большую роль в жизни человека: она его поднимает на определенную высоту, переживает вместе с ним, обнажает чувства, эмоции.
       Песня – распространенный и популярный вид вокальной музыки, в которой мелодия и стихи взаимосвязаны. Форма исполнения, склад и жанр песни могут быть разными, но при этом в любом таком произведении находит отражение народная душа. По сути, песня является словесно-музыкальным произведением небольшого размера. Исполняться она может хором или одним человеком.

          От стихов тексты песен отличаются тем, что имеют четкую композицию. Законченная мысль в них имеется в каждой строфе. Фраза составляет одну строку. Классические русские народные песни часто содержат в себе трехдольный размер. Особая связь присутствует между словами и мелодией. Содержание текста образно передается и музыкой. Песни состоят из куплетов или строф, которые часто дополняются припевом.
  1.  Уже в глубокой древности появился музыкальный жанр песни. На музыку и поэзию никакого разделения не было в эпоху средневековья. В те времена было только песенное искусство. Первые песни писались для одного голоса. Несколько музыкантов начали их исполнять во Франции и Италии в шестнадцатом веке. Традиционные военные песни часто писались для исполнения хором солдат. Все произведения делят на авторские и народные, однако между этими двумя типами песен имеется тесная связь. Народные мелодии часто используются композиторами. Авторские же песни порой становятся настолько популярными, что их начинают считать народными.
  2. Сопровождение клавишных инструментов и камерные песни-романсы появились в восемнадцатом веке. Массовая революционная песня как жанр появилась во время Великой французской революции. Марсельеза – яркий пример такой песни. Рабочие революционные песни стали появляться во многих странах в двадцатом веке. Интернационал – лучший международный образец такого жанра. Именно революционная песня выступила в качестве прародителя массовых песен, которые в советском музыкальном искусстве заняли ведущее место.

   Во время Гражданской войны, а также в период Великой Отечественной войны в нашей стране массовая песня развивалась особенно активно. Она стала очень похожа на народные песни. В холодных окопах солдат согревали песни. Они же вели их в атаку. Дарили надежду и любовь, сохраняли память о доме. 
     Это случилось давным-давно. Люди тогда умели говорить, да не могли договориться. Поэтому каждый жил сам по себе: в одиночку работал, в одиночку строил себе жилище, варил пищу и ел тоже в одиночестве. И разговаривал только сам с собой.
  Но прошло время, и человек узнал, что на земле кроме него есть и другие люди. Есть мужчины, есть и женщины. И вот мужчине захотелось поговорить с женщиной, а женщине с мужчиной, но люди не умели объясняться друг с другом.
    Дни шли за днями. Желание сойтись поближе все крепло, но как это сделать, люди не знали. И каждый, занимаясь своим делом, стал что-то бормотать себе под нос. Вначале шепотом, а потом все громче и громче. Сперва их разговор был отрывистый и резкий. Отдельные выкрики сотрясали воздух. Но вот речь сделалась плавной, люди заговорили нараспев. Всяк прислушивался к речам соседа — чем благозвучнее был разговор, тем дружелюбнее глядели люди друг на друга.
   И люди запели. Чуть кто услышит песню, тотчас отвечает тем же. В песне были горе и радость, страдание и надежда. Сблизились люди, подружились. Стали петь вместе.
     Вот как на земле появилась песня. Вот чем стала песня для людей.
    
Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Произошло это в XIV столетии. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало свершившиеся факты. Темы исторических песен События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи. Циклы песен, их особенности Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие. Откуда можно узнать об исторических песнях? Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси, сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из сохранившихся письменных источников. Многообразие песен, народное творчество сегодня Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях. Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно? Последствия ордынского ига Монголо-татарское иго очень негативно сказалось на всех сторонах жизни страны, в частности, ее культура стала деградировать. Как следствие, разрушались прекрасные города, уничтожались шедевры прикладного искусства, поэзии и живописи. Многие люди стали безграмотными. Также пришло в упадок устное художественное творчество, которое неустанно развивалось в течение столетий и находилось на тот момент на высокой ступени. Однако войско Батыя не разорило Новгородскую землю, и именно там сохранился уникальный эпос. А что касается старинных исторических песен Северо-Восточной, Центральной, а также Южной Руси, то многие из них канули в Лету. Прекратилась та великолепная поэтическая культура древности, которая породила прекрасные произведения. К ним относятся, в частности, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и несколько других. Данные исторические песни, кстати, известны людям до сих пор. Их изучают в школах и университетах, потому что это великие памятники русской культуры, которые должны остаться в памяти людей навсегда. Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик. Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому. Утрата ценных рукописей Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время. В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни утеряны навсегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий