Консультация
для педагогов и родителей
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Шлыкова Раиса Петровна
Цель –
снятие нервно-эмоционального перенапряжения, ускорение восстановительных
процессов в организме, ритмическая и эмоциональная настройка учащихся, усиление
оптимизации и координированности и выразительности движений.
Задача – используя музыку в качестве фона или с
функциональной целью настройки, активирования или успокоения, усилить в степени
психологический эффект психорегуляции.
Отсюда понятно, что музыка используется как дополнительное, а не
основное, решающее звено в системе психорегуляции.
Методика зависит от конкретного вида творческой
деятельности, а также от индивидуального опыта личности («на вкус и цвет друзей
нет»). Все же можно путем социо-и психологического опроса выявить
предпочтительную музыку и составить какую-то общую программу.
А) Встречная
музыка.
Начинается за пять минут до учебного занятия,
кончается по сигналу начала занятия.
Цель – поднять настроение: эмоционально возбудить
учащихся и отключить от нежелательных психологических помех, привнесенных с
улицы, настроить на предстоящее занятие. Музыка должна быть насыщена бодрыми,
энергичными ритмами, написанными в быстром темпе или умеренном темпе. Возможно
использование песен, несущих смысловую нагрузку. Например: «Трус не играет в
хоккей».
Б) Музыка врабатывания.
Начинается через пять-семь минут после сигнала о
начале занятия и продолжается минут 20 в подготовительной части занятия. Цель –
настройка двигательного анализатора на рабочий ритм учебно-тренировочного
процесса. В целях ускорения врабатывания предпочтительнее быстрый темп, бодрые
веселые мелодии и метроритмические акценты предназначены для выполнения их на
фоне подскоков, бега, специальных и темповых упражнений.
В начале музыка дается с понятным текстом, а затем на иностранном
языке, чтобы не отвлекать от занятия, или музыка инструментальная. Музыка
продолжает свое воздействие через ритм, активирующий психомоторику учащихся.
Здесь могут применяться следующие произведения песенного жанра «Шагает гвардия
спортивная», «Червона рута», «Облади-облада», «Пой гитара», инструментальные –
«Весенняя прогулка», «Танцуй со мной», «Плясовой напев».
В) Лидирующая
музыка
Применяется один раз в неделю во избежание
перенасыщения и лишь тогда, когда педагог предлагает выполнить какой-нибудь
прием подряд несколько десятков раз для совершенствования автоматизированного
компонента сознательной деятельности. Продолжительность звучания – десять
минут.
Цель – использование музыки в качестве
ритмостимулятора или в качестве приятного звуколидера, к которому студенты
приспосабливают свою ритмику для отработки движений, музыкальные ритмы
подбираются и психологом в зависимости от рисунка выполняемых действий и от
темпа работы. Произведения, чтобы не отвлекать внимания, даются в
инструментальной обработке, музыка является как бы фоновой, в этом ее функциональное
значение – она должна быть приятна и легка для слуха, но требовать внимания на
уровне непроизвольности его, тембр приятный, а громкость несколько ниже
уровневой. Произведения: «Калинка», «Хоппель-поппель», «Халли-галли».
Г) Успокаивающая
музыка
Цель – снятие утомления, достижение нейро-седативного
эффекта; должна быть спокойной, мелодичной, с мягким музыкальным рисунком –
пение птиц, шелест листвы, весенняя капель, журчание ручья, шум моря, водопода.
Мелодия в медленном темпе, певучая (Персел, Бах, Вивальди).
Д) Провожающая
музыка
Длительность 10-15 минут.
Цель – ускорение процессов восстановления,
переключение внимания. Темп – медленный, мелодия должна быть насыщена свежей
диатоникой, с активными живыми метроритмическими акцентуациями, можно
использовать и песни, марши – «Не плачь девчонка», «Свободный вечер»
Различают следующие варианты назначения функциональной
музыкальной психорегуляции:
А) музыкальное
сопровождение. Соответствующий музыкальный материал используется для
вызывания установки на воображение ситуаций или используется как фон с
функциональным назначением музыки. Например, Григ – 1 часть сюиты из музыки к
«Пер Гюнту» или Вивальди – скрипичные концерты.
Б)
эксплоративная музыка. В основном – грустно-лирическая, направленная на
вскрытие (эксплорацию) задержанных эмоций. Бетховен – концерт для скрипки с
оркестром, Шуберт – неоконченная симфония;
В) лирико-медитативная
музыка. Для размышлений и сосредоточения. Например: Шопен – центральные
части фортепианных концертов и ноктюрнов, Прокофьев – 7 симфония, 1 и 3 части;
Г) коммуникативная
функциональная музыка – это групповое прослушивание музыкальных
произведений, направленных на поддержку взаимных контактов, взаимопонимание и
доверие в группе. Совместное прослушивание и публичное переживание могут быть
источником обмена эмоциональными впечатлениями, преодоление ранее бывшего
недоверия, обнаружение сковывающихся ранее эмоций напряженности.
Характер произведений связан с позитивными
активирующими эффектами: например Дворжак – 9 симфония, 2 часть.
Д) психорегулирующая
музыка чаще используется при релаксации или в качестве сопровождения аутогенной тренировки. Для
этого используется музыка в умеренном темпе, лирикоромантическая или спокойная:
например – Бах – прелюдии и хоралы, органные фуги; Моцарт – «Маленькая ночная
серенада».
Большую умиротворенность и успокоение вызывают
следующие произведения: Бетховен – «пасторальная» симфония; Брамс – серенада;
Шопен – экспромты, прелюдии; Дебюсси – фортепианные арабески «Фауна» и «Море».
Комментариев нет:
Отправить комментарий