суббота, 3 марта 2018 г.

Компьютерная зависимость у детей.


Актуальность.Научно-технический прогресс, набравший к концу 20 века головокружительную скорость, послужил причиной появления компьютера и компьютерных технологий. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе в школе, дома, в машине и т. д. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая своё место в нашем быту, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от  работоспособности этой дорогостоящей техники. 

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день компьютерная индустрия достигла такого уровня развития, что позволяет программистам  разрабатывать весьма реалистичные  игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Логично предположить, что с каждым скачком в области компьютерных технологий увеличивается число увлекающихся играми людей, а следовательно, растет число  потенциальных  игровых компьютерных аддиктов. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым фактам: активное развитие  игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка программного обеспечения,  увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества веб-сайтов в сети Интернет. Влияние компьютерных игр  на поведение людей  уже ни у кого не вызывает сомнения: для многих взрослых они стали интереснее книг, театров телевидения, а для многих детей важнее учебы, общения со сверстниками. У человечества возник новый вид деятельности – компьютерная игра, и в месте с тем новый вид зависимости – компьютерная аддикция.
  С каждым годом  все больше и больше  обучающих компьютерных программ появляется на рынке; они ориентированны как на детей младших и старших классов, так и на детей дошкольного возраста. Обучающие программы подталкивают ребенка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, но вместе с тем  зачастую уже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение.  По определению Короленко и Сигала, «аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии». Увлекаясь компьютером, ребёнок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к монитору, к виртуальным играм. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.  В последние десятилетия  данная проблема всё шире начинает распространятся  на детей школьного возраста, в основном подростков, и как следствие, негативно отражается на их учебной деятельности. В связи с этим в современной школе одними из первых столкнулись с подобными проблемами школьные психологи и социальные педагоги, а следовательно, они не могут обойти её стороной.Возникновение компьютерной зависимости у подростковНаиболее часто влиянию компьютера подвержены подростки. Они настолько вживаются  в реалистичную компьютерную игру, что им становится там гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне  конкретные задачи, невыполнение их  не приведет к  каким либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена  путем повторного прохождения  того или иного уровня игры.Подростка в игре, прежде всего, привлекает:§    Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

§    Отсутствие ответственности;

§    Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
§    Возможность исправить любую ошибку путем неоднократных попыток;
§    Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести.
Подросток подвержен зависимости от компьютерных игр, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры может быть непрерывным. Полное погружение в игру эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет аддикту прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Увлечение компьютерными играми – это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, это, скорее всего, психологическая «цепная реакция». Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше остальных, человек ищет другие игры того же жанра, сделанные в похожей стилистике и не уступающие по выбросу адреналина и азарту, а дальше возникает стремление пройти все игры этого типа, которых в продаже имеется большое количество. Многие игры имеют совмещенные игровые жанры, что стимулирует аддикта к переходу к другим типам игр. Кроме того, одной из причин поддержания компьютерной зависимости может быть наличие в игре секретных подуровней, которыми производители поддерживают у игрока  ощущение соревнования – «кто кого?»Механизм возникновения зависимости.Для понимания механизма возникновения зависимости от компьютера у отдельно взятого человека рассмотрим существующие стадии развития компьютерной зависимости.1.           Стадия легкой увлеченности. После того как ребенок (подросток) один раз поиграл в компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинают нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Он получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие,  удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером; стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что потребность играть в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии еще не сформирована, игра не является значимой ценностью человека.
2.           Стадия увлеченности. Фактом, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - играть в компьютерные игры. Она на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.
3.           Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей А.Маслоу, интернализацией локуса контроля, изменением самооценки и самосознания (Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г.). Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.
Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием  социальных контактов (хотя в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма, поскольку социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает подростку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до соматических и психических нарушений.Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушается не только мировоззрение, но  и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики: она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Такие подростки подолгу играют в одиночку, потребность в игре у них находится на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Если у подростка эта стадия затянулась и он не в состоянии самостоятельно перейти на другую, то ему необходима помощь специалистов.4.           Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека. Отношения подростка с компьютером можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. То есть человек уже «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью избавиться от психологической зависимости  от компьютерных игр не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Исследователи выделяют следующие признаки психологической зависимости от компьютера:·               Хорошее  самочувствие или эйфория за компьютером;
·               Нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером, раздражение при вынужденном отвлечении;
·               Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
·               Расходование больших денег на постоянное обновление программного обеспечения и апгрейд компьютера;
·               Забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
·               Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; человек предпочитает есть перед монитором;
·               Обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей – туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.Компьютерные игры по степени опасности можно классифицировать следующим образом.1.Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. В свою очередь они делятся:
·                           Игры с видом «глазами» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль; погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасно.
·                           Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя.Иногда их называют «квесты». Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.
·                           Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление; другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип игр, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.
2.   Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков.
·                 Аркады. Эти игры нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психическую зависимость, то кратковременную.
·                 Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх – доказать свое превосходство над компьютером.
·                 Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем,  что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психическую зависимость человека от этого типа игр.
·                 Традиционные азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.
Психическая зависимость, как правило, наименее заметна для самого зависимого человека. Он может даже не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность, биография. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени проводить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.Особенно подвержены психической зависимости от компьютера подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к  окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность работы некоторых видов памяти. При диагностике  предрасположенности к зависимости от компьютера важно выявить уровень понимания этой темы подростком, понять, на каком логическом уровне находятся информация и убеждение (мнение) подростка на этот счет. Диагностика осуществляется в процессе беседы с подростком. Можно выделить три группы риска: слабая, умеренная и высокая (ярко выраженная).К первой группе относятся типы рассуждений о компьютерной зависимости, исходящие из первого и второго уровней проявления. Например подросток знает о существовании людей, испытывающих зависимость от компьютера, и излишне эмоционально реагирует на любые темы, связанные с этим.Ко второй группе относятся суждения подростка о компьютере и обо всем, что с ним связано (например, о компьютерных играх), с позиции их функционального использования. На этом этапе подросток умеет пользоваться компьютером, Интернетом, знает компьютерные сайты, разбирается в компьютерных играх, знает, где их можно достать (купить, обменять и т.д.) К сожалению, наряду с пользой таких знаний это может привести подростка к незаметному втягиванию в виртуальную реальность.Третью группу риска составляют подростки, считающие свою явную зависимость от компьютера нормой жизни. Для них характерны рассуждения типа: «Скоро, в связи с быстрым развитием компьютерных технологий, люди совсем откажутся от живого общения и будут «жить» в виртуальном мире.Профилактика отклоняющегося поведения (в том числе и зависимости от компьютера) предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации.В целом принято выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное влияние, а так же на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», то есть с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика так же должна быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.Суть профилактики состоит в том, чтобы выявить степень предрасположенности, а за тем понизить уровень вероятности возникновения зависимости от компьютера. То есть после профилактических занятий подросток сможет более спокойно относиться ко всему, связанному с компьютером.  Работа с убеждениями предполагает следующее условие: изменение убеждений осуществляется с более высокого логического уровня, чем уровень предрасположенности.



Психопрофилактические возможности работы с родителями.Взаимодействие с родителями занимает важное место в структуре профилактики зависимости от  компьютера, поскольку предпосылки ее формирования нередко закладываются в семье. Далее уже сформировавшийся стереотип зависимого поведения там же и подкрепляется. Поэтому эффективность профилактической работы может быть достигнута только в том случае, если союзниками психолога или социального педагога станут родители.Первые шаги к такому сотрудничеству можно заложить в рамках групповой консультации, когда есть возможность встретиться с родителями многих подростков.Основными задачами подобных групповых консультаций могут стать знакомство родителей с понятием «компьютерная зависимость», ее основными признаками и способами профилактики в семье.В структуре групповых консультаций с родителями можно выделить несколько смысловых фрагментов.Выступление можно начать с краткого вступительного слова ведущего. Основная задача на первом этапе – информировать родителей о возрастных особенностях детей, об основных особенностях (формах, видах, признаках) зависимого от компьютера поведения. Поскольку уровень психологической культуры родителей может быть различным, желательно раскрыть основное содержание простым, доступным языком, привлекая  разнообразные примеры из опыта практической работы, иллюстрирующие актуальность обсуждаемого вопроса.На следующем этапе целесообразно проинформировать родителей о результатах диагностики в целом по группе детей. Для облегчения восприятия информации желательно представить результаты фронтальной диагностики наглядно – в виде графика, диаграммы и т.д.Задача этого этапа – обратить внимание родителей на поведение их ребенка. Некоторые родители могут начать задавать вопросы о своем ребенке прямо на встрече. Поэтому родителям, желающим получить ответы на свои вопросы, представляется возможность записаться на индивидуальную консультацию. В том случае, если планируется профилактическая работа с детьми, родителей кратко знакомят с ее особенностями. Можно также описать родителям основные проявления зависимого от компьютера поведения – это поможет некоторым из них самостоятельно сориентироваться относительно наличия или отсутствия данной зависимости у их ребенка. Если позволяет время, целесообразно включить в этот этап экспертную оценку самими родителями поведения их детей. Например, родители могут отметить на заранее подготовленном бланке «Признаки зависимого от компьютера поведения» те проявления, которые демонстрирует их ребенок, что даст самим родителям возможность проанализировать поведение подростков, а психологу – ценный диагностический материал.Наконец, последний шаг – это формулирование конкретных рекомендаций для родителей по профилактике зависимого от компьютера поведения в семье и раздача соответствующих памяток.Заключение.Зависимость от компьютера проявляется быстрее, чем другие, традиционные зависимости: курение, употребление наркотиков, алкоголя. По данным научных исследований, в среднем для человека требуется от 0,5 до 1 года для возникновения устойчивой компьютерной зависимости.Тем не менее, сейчас нельзя однозначно сказать, есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной зависимости в молодежной среде. С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени, необходимого на развитие и образование, исключая его из активного социального процесса; с другой стороны, зависимость от компьютерных игр – это, как правило, явление временное, преходящее.Компьютерная зависимость тем и отличается от курения, употребления алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми, что в какой-то момент времени наступает пресыщение компьютером. Далее человек либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни.К сожалению, данный вопрос остается открытым в первую очередь по той причине, что очень сложно определить, в какой период у зависимого человека наступает момент пресыщения компьютерными играми. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать все упущенное? Не потеряет ли он свой социальный статус (например, за неуспеваемость ему может грозить отчисление из школы)?Возможно, что перенасыщение компьютерными играми в раннем детстве потребует гораздо меньше времени, чем, например, у учащегося вуза. Не исключено, что ребенку быстрее надоест однообразие с экрана по сравнению с бесконечностью возможностей и не открытых еще моментов реального мира. Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка уже к тому моменту не будет повреждена.С другой стороны, полностью ограждать ребенка от компьютера – это непозволительная ошибка, поскольку компьютер- это неотъемлемая часть будущего, в котором ему предстоит жить. Полное ограждение ребенка от компьютера – это ущемление его прав и помещение его в неравные условия с теми детьми, которым компьютер доступен.Как же тогда поступать родителям, как решать этот вопрос?Вероятно, им лучше придерживаться стратегии «золотой середины», а именно: дозировать время общения ребенка с компьютером и контролировать содержание этого общения.На практике, единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр – это привлечь его к деятельности, не связанной с компьютером, чтобы электронные игры и процессы не стали для него заменой реальности. Важно показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (искусство, спорт, различные хобби, общение с друзьями, и многое другой), которые позволяют пережить не менее острые ощущения, и кроме того, тренируют тело и нормализуют психическое состояние.Виртуальная реальность – не есть жизнь, это лишь отражение жизни, это параллельный, но не основной мир. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, но важно их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр лучше сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий