пятница, 2 марта 2018 г.

Физическое "Я" подростка



Внутренний мир подростка, его психическое состояние и опыт прошлых переживаний запечетлеваются в облике его тела, выражении лица, в манере телесного поведения. Посредством телесного выражения своего отношения к реальности подросток информирует окружение о своих приоритетах и о своих неразрешенных проблемах.
Внешние проявления подростка – его манера и характер движения и поведения, структура тела и уровень его телесной конгруэнтности, тембр и сила голоса, формы самовыражения – дают полную информацию об индивидуальности подростка, и наша задача сводится лишь к тому, чтобы расшифровать значение этих проективных признаков. Исходя из этого, можно сказать, что наблюдение за тем, как ведет себя подросток в различных ситуациях, за его способностью к самовыражению, является достоверным методом, позволяющим оценить телесное сознание подростка. Наблюдение – один из основных эмпирических методов исследования, состоящий в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Схема исследования невербальных форм поведения.
1 уровень: определение статических признаков проявленной индивидуальности.
Статические признаки представляют собой телесные формы и качество мышечно-связочной и соединительной ткани, присущие данному индивиду и мало изменяемые в процессе нормальной жизнедеятельности.
Выделяются три наиболее значимых и достоверных для диагностики признаков:
1.        Характер структуры тела. Степень уравновешенности и сбалансированности его частей, приведенности их к единой целостной форме.
2.        Состояние мышечно-связочной системы. Уровень развития мышечных паттернов и связочно-сухожильных структур, наличие контрактуры.
3.        Морфология ткани. Тургор и цвет кожи, ее подвижность, состояние соединительной ткани и ее динамические свойства.
2 уровень: определение динамических признаков.
      Динамические признаки отражают пластические способности тела к изменению пространства и времени. Значимыми и достоверными являются пять.
1.        Пластичность движений. Способность к мягкому, «текучему», плавному движению.
2.        Способность к дифференциации движения. Умение сознательно фиксировать и градуировать движение, одновременно выполнять разнонаправленные, разномодальные по скорости, характеру и форме движения.
3.        Способность к смене двигательных тактик. Регулирование перехода от мягкого, пластичного движения к резкому, импульсивному и наоборот.
4.        Скоординированность движений. Степень ориентации в пространстве, вертикальной и горизонтальной плоскости и во время вращения.
5.        Ловкость в движении. Степень осмысленности, осознанности двигательных актов, способность к манипуляции объектами, к нахождению с ними необходимого уровня и форм взаимодействия.
      Поведение предполагает действие, обрамленное в конкретные формы выразительности. Выразительность - телесная, эмоциональная, когнитивная – отражает способность личности к интеграции своих знаний, ощущений и чувств.
3 уровень: характер поведения.
       Проявляется в невербальных формах самовыражения, диагностируется по следующим пяти позициям:
1.        Эмоциональность. Способность в эмоциональной, телесной форме передать, выразить то или иное состояние, действие.
2.        Спонтанность. Свобода в выборе нестереотипных форм самовыражения.
3.        Этичность. Уместность факта демонстрации и допустимость характера представлений «интимных» ситуаций.
4.        Эстетичность. Соответствие форм и характера выражения культурно, индивидуально, телесно обусловленным особенностям и представлениям о форме и красоте линий.
5.        Естественность. Интуитивный выбор таких способов и форм самовыражения, которые соответствуют психической, физической, природной сущности данной индивидуальности.

     Наблюдение за тем, как подросток ведет себя в повседневной жизни, как он общается, что он делает в различных ситуациях, его невербальная форма поведения являются обширным диагностическим материалом.
Каждая часть тела и черты лица имеют свой телесный язык и имеют непосредственное отношение к самовыражению. Нетрудно заметить, что у подростков, имеющих проблемы в телесном самовыражении, а также в межличностном общении, часто замечаются такие привычки, как грызение ногтей, непроизвольное подергивание головой и плечами, боязнь смотреть собеседнику в глаза.
Самовыражение включает в себя лицо, а то выражение лица, которое мы принимаем, много говорит о том, кто мы и как мы себя чувствуем. Есть лица улыбающиеся, подавленные, ясные, печальные и т.п. К несчастью, большинство людей, и в частности подростков, не осознают выражение своих лиц до такой степени, что они теряют связь с тем, что они есть и что они чувствуют.
Если лицо маскообразно- это показатель низкого положения его «Я».
Другое интересное наблюдение – тенденция многих длинноволосых юношей и девушек прятать свое лицо под волосами. Это представляется выражением их нежелания быть обращенными к миру.
Глаза, как выразительный орган, играют большую роль в языке тела. Так много значений может быть передано взглядом, что мы часто оцениваем людские ответы по глазам. Если у подростка блестящие глаза, это является одновременно признаком и символом бьющей через край энергии. У аутичных подростков в области глаз – огромное напряжение и неподвижность, поэтому для них очень важен контакт глазами.
А.Лоуэн утверждает, что тремя основными областями самовыражения являются движения, глаза и голос. Голос – это наиболее выразительное средство человека. Телесный язык признает важность присутствия голоса. Подросток, который говорит монотонно, имеет очень ограниченный диапазон выражения. Голос может быть глухим, без глубины или звучности. Он может быть низким, как при недостатке энергии, может быть тонким и бестелесным.
Напряжения в шее и мышцах горла влияют на звучность голоса. Их функция – лишить голову чувства связанности с телом, способности к самовыражению, уменьшение потока жизненной энергии, а так же указывает на чувство страха, который может присутствовать в ситуациях, угрожающих самооценке и самоуважению подростка.
Когда плечи подняты и расправлены – это выражение уверенности в себе, если мышечное напряжение присутствует в этой части тела, то это указывает на принятие подростком на себя большой ответственности, как будто он несет ношу. Опущенные плечи – подавленность, плохое перенесение трудностей, зажатость.
Положение подростка в жизни ярко отражается его телом. Например: склонность подростков стоять со сведенными вместе коленями. Это положение неестественное, а его использование означает, что подросток чувствует потребность в дополнительной поддержке. Эта поза говорит о том, что у него есть ощущение неустойчивости, осознает он это чувство или нет. Напряженные ригидные ноги могут дать твердую поддержку при отсутствии гибкости, «прыгучести» в ногах, что может указать на потерю радости  жизни. Понаблюдайте за танцующим ребенком, и вы поймете, что имеется в виду. Подвижность тела прямо соотносится с его энергетическим уровнем. Если уровень энергии низкий, подвижность обязательно уменьшается. Прямая линия соединяет энергию с самовыражением. Энергия – подвижность – чувство -  спонтанность -  самовыражение. Эта последовательность так же действует и в обратную сторону. Если самовыражение человека заблокировано, его спонтанность снижена. Уменьшение спонтанности понижает эмоционально-чувственный настрой, который, в свою очередь, понижает подвижность тела и подавляет его энергетический уровень.
Из этого следует, что чем больше подвижен подросток, чем больше он себя проявляет в выражении лица, жестах и других действиях тела, тем больше он способен к самовыражению, что, в свою очередь, способствует формированию более ясного восприятия образа своего физического «Я» и других людей, помогает вызвать такие поведенческие реакции, которые приведет к более эффективному взаимодействию.
Безусловно, все это отражается на самооценке подростка и выражается в поведении. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны подросткам с адекватной самооценкой. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, скованность в общении, избегание контактов часто свойственны подросткам с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в совместной деятельности, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в ней, то часто обижаются и уходят.
Подростки с завышенной самооценкой во всем стремятся быть лучше других. Они порой бывают агрессивными по отношению к другим подросткам, которые тоже хотят быть лидерами группы. Не имея адекватных средств общения, подросток кулаками стремится занять лидерское место в группе. В этот возрастной период решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Очень важны интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, а также огромное значение придается подростками внешнему виду и общительности.
        Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого подросток считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.
Очень часто в совместной деятельности (в том числе и в игре) подросток проявляет те чувства отношения, а так же возможности и способности своего физического «Я», его экспрессию, которые скрыты для других, да и для него самого. Поэтому здесь целесообразно предложить несколько психогимнастических игр, которые помогут собрать диагностическую информацию о развитии чувственно-двигательной сферы подростков, об образе их физического «Я».
Путаница.
Группа встает в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого другого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. Задача группы – распутаться и встать в круг.
Падение.
        Выполняется без музыки, в несколько этапов, с постепенным усложнением. Каждый вариант упражнения делается по несколько раз. Когда усвоен более простой вариант, можно переходить к более сложному.
А) Стоя в полный рост, раскружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда «поведет тело». Как правило, падение идет с закручиванием, по спирали. Упражнение очень похоже на то, как играют (кружатся) дети.
Б) Встать в полный рост. Полностью расслабив тело, упасть на пол мягко, с закручиванием (так, как это получалось после кружения в предыдущем варианте).
В) Встать в полный рост. Подпрыгнуть вверх и мягко упасть на пол (приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).
Г) Встать в полный рост на опоре, приподнятой над землей. Оттолкнувшись от нее, мягко приземлиться на ноги, плавно упасть с последующим перекатом на бок и спину.
        Отношение человека к физическому падению отражает то, как он воспринимает жизненные «падения», т.е. неудачи: насколько боится их и насколько тяжело из них выходит. Важно понять, что травму вызывает не само падение, а сопротивление ему. Телесно-психологическая приспосабливаемость подростка может проявиться в этой ситуации, и на это стоит обратить внимание ведущему. Кроме того, это упражнение позволяет увидеть, уверен подросток в себе, испытывает он доверие к себе или нет.

Скажи «стоп».
Участники по очереди подходят друг к другу (можно разными способами). Тот, к кому подходят, должен сказать «стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко.
Цель ведущего - отследить границы физического и психического «Я» у подростка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий