17 ноября отдел эстетики быта проводил мероприятие по прикладному творчеству "Кузьминки". Что это за народный праздник?
Кузьминки
осенние: история праздника
С давних пор на Руси братьев-чудотворцев
почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в
основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел
непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными
способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и
чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание
христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка
больного, его переделывание и закаливание.
В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.
Кузьминки осенние: традиции и
обычаи
Кузьминки
осенние: история праздника
На Руси Косьму и Дамиана (в обыденном
языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях
святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их
чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за
работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли
Кузьмодемьян (Космодемьян).
На кузьминских гуляниях пели песни, водила хороводы, участвовали в разнообразных играх.
В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.
Кузьма и Демьян
являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского
рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых
помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма
и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними.
В некоторых
легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами – они
молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотнее всего
нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только
просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют
«кашниками».
В некоторых местах
в день Кузьмы и Демьяна «чествовали овин», приурочив начало молотьбы к этой
дате. В овин несли кашу, угощали молотильщиков и угощались сами. Немного каши
оставляли в овине для его хозяина – овинника.
Ещё
в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно
безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, его либо
задабривали, оставляя всякие угощения, либо гнали помелом.
Святых братьев
(покровителей любого ремесла) в народе воспринимали и как носителей знаний. Для
наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении
разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все
сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября (в день Кузьмы и
Демьяна), или с 1 декабря (в день пророка Наума).
Кузьминки осенние: традиции и
обычаи
Ноябрьские
Кузьминики часто называли «курячими именинами» или «курячим праздником». В этот
день в церковь носили кур и варили кашу, которую не только ели сами, но и
предлагали отведать святым покровителям дня:
Кузьма и Демьян, приходите к нам кашу хлебать.
В день Кузьмы и Демьяна – куриная смерть (режут кур).
На Кузьму-Демьяна – цыпленка попу, а курицу на стол.
С этого дня
начинали на продажу бить кур, жарили куриное мясо, в курятниках служили молебен
и кропили их святой водой. Называли этот обряд – «кур молить». Чтобы птица
водилась, в этот день обязательно нужно отведать блюдо из куриного мяса. Во
время еды кости куриные не ломали, чтобы птица не болела.
Святых
братьев воспринимали как покровителей счастливой семейной жизни и домашнего
очага. К образу чудесных кузнецов обращались в святочных и свадебных песнях.
Повсеместно
Кузьминики считались девичьим праздником. Существовал обычай, по которому
девушка-невеста в этот день считалась хозяйкой дома. Она готовила кушанья для
всей семьи. Почетным угощением была куриная лапша.
В ряде мест
незамужние девушки, дабы доказать свою готовность вступить в брак, в этот
праздник в снятом помещении устраивали ссыпчины – вскладчину покупали продукты
и устраивали пиршество. Вечером они принимали парней, угощали их куриной лапшой
(куриным супом). Празднование длилось до утра. Если все угощения были съедены,
то парни отправлялись на промысел – воровали соседских кур. К таким кражам
крестьяне относились снисходительно, если и ругались, то больше для порядка.
В некоторых
местах было принято, чтобы девушки ходили по деревне и выпрашивали продукты, из
которых потом готовили кушанья. Этими блюдами они угощали приглашенных парней и
взрослых, заглянувших к ним на огонек.
В
Пензенской губернии существовал обычай устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна».
Девушки делали чучело: набивали мужские штаны и рубаху соломой, приделывали к
ним голову. Чучело опоясывали кушаком, обували в старые лапти и сажали в центре
избы. Сначала «женили Кузьку» на одной из девушек, потом укладывали на носилки
и несли за околицу или в лес. Там чучело раздевали, солому раздергивали,
плясали на ней, а потом сжигали. В нижегородских деревнях чучело не сжигали, а
топили в реке. На следующий день девицы устраивали поминки, на которые
приглашали парней, делали брагу, варили кашу, пекли блины. Первый блин
непременно отдавали парням.
Комментариев нет:
Отправить комментарий