Родион Щедрин и Майя Плисецкая.
27 декабря в стенах уютной библиотеки совместно с заведующей библитотеки Коржемновой Е.С. была проведена очередная встреча с обучающимися Центра детского творчества. Присутствовали ребята детских объединений педагогов Безручко Т.Д. и Мухамедзяновой С.Р.
Разговор как всегда шел о классической музыке и о людях, творчество которых прославило Россию на весь мир. Это Родион Щедрин и Майя Плисецкая.
16 декабря Родиону Щедрину исполнилось 85 лет. Но говорить о творчестве этого человека невозможно без участия в нем великой балерины Майи Плисецкой. Она была его музой с 1958 года.
Ребята слушали очень внимательно, а в конце задавали вопросы: почему они уехали жить заграницу, расскажите откуда появился балет, что такое прима-балерина и другие.
Родион Константинович родился в Москве,в семье, композитора и
педагога Константина Михайловича Щедрина и экономиста, любительницы
музыки Конкордии Ивановны Щедриной.
Первым учителем музыки Щедрина стал его
отец Константин Михайлович. Родион был одарён редкостными
музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с
одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город
актриса В.Н.Пашенная, которая за свой счёт
отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.
Музыкой Родион был окружён с самого
детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и
его братьев.
Во время Великой Отечественной
войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нём
свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на
генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Д. Шостакович и К. Щедрин вели работу в Союзе композиторов, первый —
как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович
заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.
Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959)[4]. Полный кавалер
ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской
академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий[⇨], почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный
гражданин Испании.
Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; написала несколько мемуаров. Была супругой
композитора Родиона Щедрина. Считается одной из величайших балерин
XX века[5].
Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного
деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого[6] и актрисы немого
кино Рахили Михайловны Мессерер[6]. Была старшей из троих
детей (Александр родился в
1931-м, Азарий —
в 1937 году).
С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а
впоследствии — и генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года Михаил Плисецкий
был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время
хрущёвской оттепели)[6]. Мать Плисецкой
Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана
в Казахстан, в Акмолинский
лагерь жён изменников Родины[6] (вернулась в
Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей
изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина,
солистка Большого театра, Суламифь
Мессерер (её брата Александра забрал к себе
дядя, Асаф Мессерер).
Суламифь Мессерер показала своей племяннице Майе балет, отведя её на детский
спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда
племянница вернулась домой, она стала демонстрировать балетные партии разных
персонажей - балет её заинтересовал[7]. В хореографическое
училище её также отвела тетя Суламифь[7][8]. Майе Плисецкой было
7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. По существующим
правилам, ребенку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс.
Суламифь Мессерер смогла убедить членов комиссии позволить Майе учиться танцевать
ввиду её таланта и природных данных[7].
С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в
эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако
первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь[9]. Суламифь Мессерер
старалась сделать номер таким, чтобы Майя Плисецкая показала свои лучшие
технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук. Также тетя
Суламифь придумала выход балерины спиной к публике[7]. В 1943 году, после
окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и
М. М. Леонтьева)[4], Майя Плисецкая была
принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий